В чем проявляется сущность человека как существа культурно созидающего?

10 ответов на вопрос “В чем проявляется сущность человека как существа культурно созидающего?”

  1. Hulune Ответить

    ?
    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»

    Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 – 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.
    2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?
    Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.
    3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?
    Человек, как социальное существо имеет:
    – высокоорганизованный мозг;
    – мышление;
    – членораздельную речь;
    – умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;
    – способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;
    – способность к самопознанию и саморазвитию;
    – способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.
    4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?
    Самореализация – это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
    Американский учёный А. Маслоу (1908 – 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.
    ЗАДАНИЯ
    1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».

    В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.
    Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.
    Человек часть как общества, так и природы.
    2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?
    На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.
    3. Составьте схему «Социальные качества личности».

  2. Фикса Ответить

    ?
    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»

    Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 – 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.
    2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?
    Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.
    3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?
    Человек, как социальное существо имеет:
    – высокоорганизованный мозг;
    – мышление;
    – членораздельную речь;
    – умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;
    – способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;
    – способность к самопознанию и саморазвитию;
    – способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.
    4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?
    Самореализация – это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
    Американский учёный А. Маслоу (1908 – 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.
    ЗАДАНИЯ
    1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».

    В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.
    Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.
    Человек часть как общества, так и природы.
    2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?
    На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.
    3. Составьте схему «Социальные качества личности».

  3. Mister Norm Ответить

    В общении осуществляется обмен различными содержаниями человеческой живой субъективности, происходит взаимное дополнение, обогащение и обновление субъектов общения, осознание родовой природы человека, развернутой в бесконечном вариативном многообразии; приходит понимание того, что ни одна личность не может исчерпать полноты всей человеческой субъективности. Такое понимание предохраняет личность от абсолютизации своей позиции по тому или иному вопросу и ориентирует на опыт другой личности как на возможность увидеть мир в иной грани, в новом измерении. Способности и опыт других людей превращаются в дополнительные духовные органы личности. «… Чувства и наслаждения других людей, – подчеркивает К. Маркс, – стали моим собственным достоянием». У человека, поясняет он, «кроме . непосредственных органов образуются общественные органы в форме общества. Так, например, деятельность в непосредственном общении с другими и т. д. стала органом проявления моей жизни и одним из способов усвоения человеческой жизни» [10, с. 121]. Общение креативно и антропологично не только потому, что оно взаимно обогащает содержанием субъективности, но и потому, что может сообщать перспективу личности: чем больше масштаб того общего дела, в котором личность участвует, тем труднее, серьезнее, интереснее, значительнее становится сама жизнь, дарующая вдохновение, творчество, прозрение и умудрение. Это в рам-
    ках буржуазности своекорыстный расчет, личное обогащение, кривляние в пустяках могут казаться «умением жить».
    Шестая основа – разумная сущность человека. Тело немыслящее действует согласно своим материальным свойствам. Мыслящее же тело строит свои действия согласно формам и закономерностям внешним тел, причем любых [2, с. 38-40]. Оно учитывает логику того целого, в составе которого оно действует. Мыслящее существо идеально перестраивает схемы действия согласно новым обстоятельствам. Благодаря мышлению человек выступает не частной силой природы наряду с другими ее силами, а как субъект, способный управлять всеми стихийными силами. Разум – универсальный инструмент не только планетарного, но и космического масштаба1. Человек превращает механические, физические, химические, биологические, социальные силы и процессы в органы своей разумной воли, бесконечно увеличивая свою власть.
    Универсальность человека поэтапно развертывается в истории через многие поколения и деяния миллиардов людей. Это – величественный процесс в масштабе мироздания. «Природа величественна, -писал великий космист Ф. Энгельс в одном из писем. – Я всегда с любовью обращался к ней, но история кажется мне даже более величественной, чем природа. Природе потребовалось миллионы лет для того, чтобы породить существа, одаренные сознанием, а теперь этим сознательным существам требуются тысячелетия, чтобы организовать совместную деятельность сознательно: сознавая не только свои поступки как индивидов, но и свои действия как массы … добиваясь сообща заранее поставленной цели. … Наблюдать этот процесс, это все приближающееся осуществления положения, небывалого еще в истории нашей планеты, представляется мне зрелищем достойным созерцания, и я в силу всего своего прошлого не мог бы оторвать от него своего взора!» [13, с. 55-56].
    Вектор исторического саморазвития заключается в самоосвобождении людей от природной стихии на тернистом пути восхождения к большей свободе, к духовному совершенству, к гармонии духа и природы, к осознанию духовного единства человеческого рода.
    1 Мышление индивидуума есть общественная сила, оно есть идеально выраженная аналитико-синтетическая мощь общественного труда, проецируемая на реальность. Таково мышление в его необходимости.
    Практическая универсальность выражается и продолжается субъективно во всеобщих по значению продуктивно-творческих силах человека, которые организуют все особенные, профессиональные умения.
    Мышление, способное понимать объективные закономерности любой реальности, вынося субъективное сопровождение за скобки; продуктивное воображение, моделирующее формы и образы в их бесконечном разнообразии и смысловом единстве; духовные чувства, окультуренные пониманием и возникающие от переживания значений в бесконечном многообразии; воля, способная переводить знания и ценности в реальные поступки и дела, осуществлять понятия и ценности, давать им практическое воплощение; бескорыстное эстетическое созерцание, дарующее способность переживать меры и гармонии в их многообразии; вера, устремленная на надындивидуальные, надгрупповые абсолютные и совершенные ценности, выводящие сознание из застенков быта и социального бытия в бесконечную сферу безусловных значений и божественных смыслов, и служат основой духовного единства и сплоченности народа. К этому непременно следует добавить совесть, оценивающую помыслы и деяния с надындивидуальных, сверхнациональных, сверхконфессиональных позиций и исходящую из равноценности достоинства каждого человека независимо от пола, социального положения, национальной принадлежности – т. е. с позиций должного нравственного совершенства, и любящее сердце, которое «учит нас увидеть лучшее, избрать его и жить им» (И. А. Ильин) и дарует способность художественно переживать объективно лучшие содержания.
    Острые экологические, социально-классовые и мировоззренческие проблемы ставят перед наукой XXI в. задачу – вернуться из «рассеяния» в материально-предметной, политической, эгоистически классовой сферах в креативную культурную антропологию, чтобы разрабатывать концепции и технологии, направленные на культивирование универсальной сущности человека на пути к совершенству, к гармонии духа и природы, к братскому единению народов. Разумно продолжать развивать не объектную, а субъектную классическую философию, идущую от Сократа, к Канту, Фих-
    те, Гегелю и к Марксу и обогащенную богатым ценностным содержанием совершенства русской философской классики.
    Аналогично известной схеме буржуазного вещного производства «Д – Т – Д’» можно выстроить схему воспроизводства продуктивно-творческих сил человека: «продуктивно-творческие силы -их воплощения – прирост и обновление этих сил. «Общество стало уже достаточно богатым, чтобы позволить себе развивать свою культуру не за счет превращения индивида в профессионально-ограниченного, “частичного” человека, а за счет максимально полного развертывания всех возможностей, заложенных в нем природой» [3, с. 291].
    В заключение отметим следующее. К. Маркс понимал свободную самодеятельность человека как атрибут, связывая с универсальностью перспективу общества. Буржуазная установка на производство прибыли (максимум прибыли, минимум нравственности), на сведение социальной эффективности лишь к одному стоимостному показателю тянет человечество в пропасть. Критика Марксом антисоциальности капитализма справедлива и поныне. Ибо производство капитала уродует целостность человека, его универсальность, используя человека не по назначению1.
    Для того чтобы универсальная сущность человека получила достойное осуществление, необходим переход от экономики спекулятивно-рыночной, ориентированной на прибыль, к экономике креативной, нацеленной на социальную положительную эффективность, на качество жизни, на воспроизводство целостных индивидов. Такая экономика, образно выражаясь, соединяет творческое созидание вещей и людей – и машиностроение, и человеко-строение, и жизнестроение. Это радостная экономика, в которой труд осуществляется не как «работа» ради внешних к труду мотивов, ради заработка, не как «мука» и «самоутрата», но как «игра
    1 В Перми в кафе «Хромая лошадь» в конце 2009 г. от вспыхнувшего пожара погибло свыше 150 человек. Александр Проханов, писатель и редактор газеты «Завтра», которому присуще на редкость метафорически-образное мышление, в радиопередаче на «Эхо Москвы» от 9 декабря 2009 г. заметил: крик ведущего шоу-представление «Господа, мы горим!» символизирует состояние современной России. В воображении витают символические образы: Петр I на постаменте в Санкт-Петербурге, вздыбивший Россию, Георгий Жуков, принимающий парад Победы на белом коне в мае 1945 г. и … пермская «Хромая лошадь».
    физических и духовных сил», как свободное самоосуществление человека, его способностей; т. е. как прикладная креативная культурная антропология.

  4. DONwerewolf Ответить

    Таким образом, культуру можно определить и как самосозидание, самопроизводство человека в конкретных формах материальной, духовной и социальной деятельности.
    Содержанием культуры является процесс исторического развития способностей, взглядов, представлений человека, воплощенных во всем многообразии создаваемого им мира. Только в культуре (и через культуру) человек способен реали­зовать то, что в нем заложено потенциально, и то, что подсказано ему его фантазией.
    Оправданием существования культуры являются воспитанный ею человек и оптимальная упорядоченность его жизненного существования. Генеральный смысл функционирующей культуры состоит в под­держании психологической, духовной и материальной целостности общества.
    Выводы
    1. Исходное значение латинского слова «cultura» было агрономическим — им обозначались искусственно выращен­ные злаки. Постепенно расширяясь, оно распространилось на всю сферу человеческой деятельности, имеющую «искусственный» ха­рактер, в противоположность «естественному», «натуральному» бытию природы и врожденным качествам са­мого человека.
    2. Обобщая имеющиеся точки зрения на культуру, мы должны учитывать, что культура — это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным. Это «возделанная» среда обитания людей посредством специфически человеческих способов и технологий деятельности; мир упорядоченных» коллективов людей, «возделанных» личностей, чье сознание и поведение регулируются не только и не столько биологическими, сколько социальными потребностями и интересами и т.д.
    3. Вся история человечества шла по пути развития культуры, выводя людей из животного состояния, развивая их ум, делая более тонкими их чувства. История культуры не была однозначной, но она сохраняла только то, что имеет непреходящую ценность, отторгая то, что было неизбежным злом. Именно в этом направлении развивалась культура человечества. Если нечто направлено на уничтожение создавае­мых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой.
    4. В соотношении природного и культурного невозможно провести чет­кой границы – культура составляет сущностное единство человека, а человек включает в себя не только культурное, но и природное из­мерение. В человеке природное и культурное слиты в единое целое и сложившиеся между ними отношения настолько сложны, что они до сих пор не могут считаться до конца осознанными.
    5. Сущность культуры проявляется в том, что она выступает как способ жизни человека, продукт его творчества и необходимая среда обитания Культура включает в себя и деятельность, и ее результаты, смыслы и оценки. Культура — это явление человека в истории, его самовыражение в жизни, воплощение «подлинно человеческого бытия».
    Вопросы для повторения
    1. В чем особенность обыденного и научного понимания культуры?
    2. Каково этимологическое содержание термина “культура”? Связаны ли
    между собой понятия «культура» и «культ»?
    3. В чем причина многообразия подходов к определению культуры?
    4. Охарактеризуйте оппозиции: «культура — антикультура», «культура» —
    «природа».
    5. Как определяют культуру представители онтологического и
    аксиологического подхода в культурологии?
    6. Какова сущность культуры? Какими чертами она характеризуется?

  5. Kagul Ответить

    Без природы не было бы культуры, потому что человек творит в природе. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не преступил пределов природы, он остался бы без культуры. Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами.
    Человек претворяет и достраивает природу. Культура — это формирование и творчество. Противопоставление культуры и природы не имеет смысла, так как человек в определенной мере есть природа, хотя и не только природа… Не было, и нет чисто природного человека. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», т. е. «человек творящий».
    Однако овладение внешней природой само по себе еще не является культурой, хотя и представляет собой одно из ее условий. Освоить природу означает овладеть не только внешней, но и внутренней жизнью, на что способен только человек. Он сделал первый шаг к разрыву с природой, начав возводить на ней свой мир, мир культуры как высшую ступень эволюции. С другой стороны, человек служит соединительным звеном между природой и культурой. Более того, его внутренняя принадлежность к обеим этим системам свидетельствует о том, что между ними существуют отношения не противоречия, а взаимного дополнения и единства.
    В отечественной литературе противоречия между природой и культурой преодолеваются зачастую через категорию деятельности в ее историческом развитии. На начальном этапе единство культурного и природного носило характер подчиненности человека природе, которую он «преодолевал» не столько в труде, сколько в мифе. Позднее, с развитием труда, ростом его производительности, прогрессом науки и техники, это единство распадается, трансформируется во взаимодействие культуры (человека) и природы, как господство культуры над природой.
    Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии. Действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.); свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует.
    6. Понятие культуры: группы определений.
    Слово “культура” (лат. cultura) обозначает обработку, возделывание, воспитание, почитание. В раннем периоде оно употреблялось в значении культивирования, выращивания чего-либо и касалось естественных, природных процессов. Со временем эти представления стали распространяться и на человеческое общество с постепенным расширением прежнего смысла.
    В этом расширенном смысле термин “культура” впервые был применен в работе древнеримского оратора и философа Марка Тулия Цицерона “Тускуланские рукописи” (45 г. до и.э.). Речь в его работе шла о “возделывании” человеческого ума. Традиция противопоставления культуры как искусственного мира миру естественному берет начало с работы немецкого философа-просветителя и юриста С. Пуфендорфа (1632-1694) (“О праве по природе и рождению”).
    3. Культурология может признаваться самостоятельной дисциплиной, исследующей закономерности и особенности возникновения, развития и существования культуры.
    Предметом изучения культурологи является культура во всем своем многообразии.
    Существует более тысячи разнообразных авторских определений понятия “культура”, которые можно подразделить на несколько групп, в зависимости от того, на какой смысловой аспект делается основной акцент.
    Основные группы определений понятия “культура”:
    1. Антропологические – культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящий природе.
    2. Археологические – культура это вещи, в которых воплощены следы духовной деятельности.
    3. Дидактические – культура это то, чему человек научился, а не унаследовал генетически.
    4. Исторические – культура это продукт истории, сохраняющий и передающий опыт, а так же позволяющий его накапливать.
    5. Нормативные – культура это нормы и правила, регулирующие жизнь людей.
    6. Символические – культура это системы употребления и правильной расшифровки символов.
    7. Социологические – культура это фактор интеграции общества, система средств, регулирующих общественную жизнь.
    8. Этнографические – культура это комплекс обычаев, верований, особенностей труда и быта определенного этноса.
    ⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒
    Date: 2016-05-23; view: 2653; Нарушение авторских прав

  6. Umril Ответить

    Силу человеческой мысли и одновременно слабость самого человека подчеркивает в своем определении французский философ Блез Паскаль (1623—1662):
    Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает[2].
    Итак, хотя человек — хрупкое существо, в огромном мире он выделен из царства животных своей способностью логически мыслить и сознавать себя и мир вокруг.
    Homo faber (человек созидающий). В конце XIX в. вера философов Нового времени в разум как основу мира и сущность человека была значительно поколеблена. Нидерландский философ и культуролог Йохан Хейзинга (1872—1945) писал об этом: «Когда мы, люди, оказались далеко не столь разумными, как наивно внушал нам светлый XVIII в. в своем почитании Разума, для наименования нашего вида рядом с Homo sapiens поставили еще Homo faber, человек-созидатель»[3].
    Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творчество как сущностное качество человека действительно описывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть основа всей многообразной деятельности, совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий — от каменных скребков до компьютеров — создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь. Можно сказать, что современный человек живет в мире техники и культуры, творцом которого он и является.
    Homo ludens (человек играющий). Это определение принадлежит Й. Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила. Иными словами, именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.
    Homo religiosus (человек религиозный). Здесь человек понимается прежде всего как «образ и подобие Божие». Согласно христианским представлениям, человек — свободное существо, наделенное способностью выбора между добром и злом. Цель и реализация человека — движение к добру, которое есть Бог. Сущность человека, следовательно, проявляется в вере неверие и зло — путь, уводящий человека от своей родовой сущности.
    Религиозность человека можно понимать и шире — как способность придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, что не зависит от веры человека в конкретного бога или богов:
    Через опыт священного человеческий разум постиг разницу между тем, что проявляется как настоящее, мощное, обильное и имеющее смысл, и тем, что лишено этих качеств, т.е. существует в виде хаотического и зловещего потока явлений, возникающих и исчезающих случайно и бессмысленно. На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, – само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакральную ценность. Другими словами, быть – а еще вернее, стать – человеком означает быть «религиозным»[4].
    Помимо перечисленных популярны и другие определения человека: символическое животное (Эрнст Кассирер), человек мечтающий (Эрнст Блох), человек общающийся (Норберт Винер), человек скучающий (Мартин Хайдеггер), усматривающие сущность человека соответственно в творении символов, способности мечтать, общении и т.д.
    Некоторые теории усматривают сущностную ущербность, недостаточность человека. Так, Фридрих Ницше называет его больным животным, подчеркивая его слабость, безынициативность, стадность, потребность в подчинении и ложных идеалах. Историю общества Ницше рассматривает как постепенное вырождение человека.
    Некоторые современные философы говорят об агрессивности человека, которая проявляется в бесконечных войнах и преступлениях, его неразумности, которая приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия массового поражения, перенаселению, техногенным катастрофам, а в итоге — к гибели всего человечества.
    I Человек — это безумная обезьяна, которой дали в руку бритву.
    С. Лем (1921-2006)
    Приведем несколько определений понятия «человек», взятых из толковых и философских словарей.
    о Толковые словари’. ЧЕЛОВЕК – высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка (1882); ЧЕЛОВЕК – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. С.И. Ожегов. Словарь русского языка (1986); ЧЕЛОВЕК – двуногое млекопитающее отряда приматов (Homo sapiens), анатомически близкое к человекообразным обезьянам, но отличающееся от них значительным развитием мозга, позволяющим использовать речь и абстрактное мышление. Merriam-Webster Dictionary (2006); ЧЕЛОВЕК – млекопитающее из отряда приматов, наделенное речью и разумом. Larousse EU.menlaire (1996).
    0 Философские словари: ЧЕЛОВЕК – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Философский энциклопедический словарь (1983); ЧЕЛОВЕК— биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Философский словарь (1991).
    Вне зависимости от удачности или неудачности всех попыток строгого описания человека, окончательное и исчерпывающее определение его невозможно. Природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что необходимо говорить о принципиальной неопределенности и неопределимости человека. В этом отношении лучше всего обрисовал сущность человека Ф.М. Достоевский: « Человек есть тайна…»
    ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
    1. Под природой человека понимают совокупность качеств человека, отличающих его от животных (труд, язык, мораль и т.д.), а под его сущностью – основное определяющее его качество.
    2. В наиболее известных философских теориях сущность человека усматривается в общественной деятельности, разуме, творчестве, игре или вере.
    3. Человек не сводится к совокупности своих качеств или к какому-либо одному из них. В философском смысле человек принципиально неопределим.
    ЗАДАНИЯ
    1. Назовите основные качества, составляющие природу человека.
    2. Какое из сущностных качеств человека вы считаете определяющим? Обоснуйте свой ответ.
    3. Перечислите основные определения человека.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *