Земельный участок без координат границ что это значит?

12 ответов на вопрос “Земельный участок без координат границ что это значит?”

  1. Only you Ответить

    Коллеги, доброго дня,
    при изучении объекта недвижимости наткнулся на публичной кадастровой карте на отметку “Без границ координат”, присвоенной зданию, имеющему кадастровый номер. Как следствие, контур здания на самой публичной кадастровой карте не отображается.

    На местности очевидно, что здание находится в пределах границ конкретного земельного участка (границы земельного участка, кстати, обозначены на публичной кадастровой карте).
    Однако по официальным реестрам нет возможности предельно точно соотнести данное здание с замельным участком, на котором оно расположено (не выходит ли контур здания за пределы границ земельного участка?).
    Существуют ли какие-либо связанные с этим риски при регистрационных действиях с таким зданием? Например, риск приостановления регистрации / отказа в осуществлении государственной регистрации ипотеки здания и земельного участка или перехода права собственности на здание и земельный участок?
    Касаемо земельных участков нашел разъяснение на сайте Росреестра:
    В настоящее время Законом № 218-ФЗ не предусмотрены основания для приостановления государственной регистрации прав на земельные участки в связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек их границ (в связи с отсутствием «межевания»). Действующее законодательство также не содержит ограничения на совершение сделок с земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также какие-либо сроки, в течение которых такие границы должны быть установлены.
    https://rosreestr.ru/site/press/news/rosreestr-razyasnyaet-mozhet-li-sobstvennik-lishitsya-svoego-zemelnogo-uchastka/
    Хотелось бы оценить возможные риски именно в связи с отсутствием координат границ здания.

  2. Bladefist Ответить

    Земельный участок без границ – это участок с неустановленной границей и с отсутствующими координатами крайних (поворотных) точек участка. Граница любого участка должна быть отражена в данных ЕГРН и ее обязан знать владелец участка, чтобы видеть, если его права нарушаются, и не иметь проблем при продаже или сдаче в аренду.
    Основная причина, почему у участка нет четко определенных границ, – это отсутствие проведенной процедуры межевания. В результате чего в Росреестре нет конкретных сведений о границах этой земли.
    Еще одна причина отсутствия координат – «дачная амнистия». Упрощенная схема регистрации прав собственности на землю и дом разрешает не проводить процедуру межевания. В результате четких границ у участка нет. Еще один пункт, закрепленный в «дачной амнистии» – разрешение любых сделок с земельными участками, даже при отсутствии сведений о четких границах в ЕГРН.

    Как узнать, установлены ли границы?

    Все просто, даже если вы не являетесь владельцем участка. Необходимо заказать выписку “Об объекте недвижимости”. Для этого нужно знать его кадастровый номер и обратиться с заявлением в МФЦ или Росреестр. Для оформления электронной выписки можно оформить заявку на официальном сайте Росреестра. В ответном письме должно быть точные координаты поворотных точек земельного участка, если межевание проводилось, или отсутствие подобных данных, если не было процедуры межевания.
    Случаи отсутствия сведений о земельном участке в Росреестре возможны. Когда менялось законодательство (принятие Земельного кодекса РФ, федеральных законов №221 (24 июня 2007 года) и №122 (принятый 21 июня 1997 года)), кадастровые сведения о конкретной земле могли просто потеряться либо эта земля не была предметом заключения земельных сделок и у нее нет иного владельца, кроме государства.

    Последствия отсутствия границ

    Без знания координат крайних точек возможны территориальные споры с владельцами соседних участков. Сосед может расширить свои границы за счет вашей земли или, наоборот, при расширении своей территории вы можете затронуть чужую. Такие споры часто доходят до суда, а без межевания земли окончательное решение по суду невозможно.
    Когда человек решается на покупку участка без определенных границ, он должен принимать все риски. Участки без четких границ часто становятся объектом мошенничества при продаже.
    Если есть кадастровый номер без межевания, то может оказаться, что фактически занятая земля меньше, чем та, что указана в выписке из ЕГРН. Земельный налог после межевания может стать выше, т. к. участок оказался больше, чем фактически занимает владелец. Обратная ситуация – владелец занял больше территории, чем ему принадлежит по праву собственности.

    Участки с неустановленной границей в соответствии с требованиями

    В федеральном законе №221, принятом в 2007 году 24 июня, подобным образом говорится о земельных участках, которые не прошли процедуру межевания. Когда земля ставилась на учет, по определенным причинам не оказалось в Росреестре точных координат границ, ее описания и схемы участка. В этом случае Росреестр снимает с себя ответственность за сделки с подобным земельным объектом.
    В федеральном законе №221 говорится о допустимости уточнения местоположения границ участка на местности в случаях:
    Отсутствия в Росреестре сведений о координатах характерных точек границы участка.
    Точность координат характерных точек ниже, чем нужно по нормативу. Для земель сельхозназначения она составляет 2,5 метра, для земли населенного пункта – 0,1 метра. При переводе земли из сельхозназначения в состав земель населенного пункта требуется повторное межевание с более высокой точностью измерений.
    Наличие в Росреестре двух координат определенной характерной точки земельного участка. Чтобы исправить ошибку в Росреестре, требуется проведение процедуры межевания.

    Сделки с земельным участком без границ

    Землю без четко установленных границ ранее можно было продать или сдать в аренду. Это относится ко всему участку полностью, а не его части.
    Чтобы продать часть участка без межевания, подписывался предварительный договор купли-продажи с перечнем условий. Главное из них – постановка на кадастровый учет и получение выписки из ЕГРН. Если нет иных указанных сроков, выполнить условия нужно было за один год. Все риски и ответственность за то, что земельный участок не отмежеван, переходили к новому собственнику земли.
    При этом было одно затруднение – это сложность при продаже. Участок не пользовался спросом у покупателей или желающих получить участок в аренду. Мало кому хочется связываться с земельным участком без границ, хотя его стоимость обычно ниже. Вдруг после проведенного межевания окажется, что фактически участок меньше по площади, чем было указано в договоре купле-продажи? Получится, что покупатель переплатил.
    Землю без межевания можно было передать другому собственнику в качестве наследства или подарка (договор дарения). И в данных случаях вся ответственность за возникшие негативные последствия лежит на новом владельце.

    Решение вопроса по новому законодательству

    В России очень много земель, чьи границы не определены или требуют уточнения.
    В 2013 году Минэкономразвития РФ предприняло попытку принятия закона о массовых кадастровых работах. Также предполагалось, что с 2018 года все сделки с земельными участками будут запрещены, если у них нет четких границ, определенных при межевании. До рассмотрения в Госдуме проект не дошел в силу нескольких причин:
    нет условий и ресурсов для повсеместных кадастровых работ;
    небольшой переходный период;
    слабая осведомленность граждан РФ об изменениях в законодательстве.
    В письме Минэкономразвития от 22 декабря 2016 года говорилось о том, чтобы не оформлять право собственности на землю покупателю, пока он не проведет межевание земельного участка согласно требованиям закона.
    По прежнему закону в государственной регистрации может быть отказано, если участок не имеет четких границ, но в то же время приводится большой список исключений (земли ЛПХ, ИЖС, садоводства и огородничества, индивидуального гаражного строительства). Это значит, что сделки с подобными участками распространены.
    На сегодняшний день Росреестр в праве приостановить регистрацию права собственности, если гражданин обратится с заявлением о регистрации права без одновременного кадастрового учета. Для постановки на кадастровый учет обязательна процедура установления границ. Собственнику земли придется провести процедуру межевания, даже если суд принял его сторону. Отсутствие границ земельного участка уменьшает возможности распоряжаться приобретенной землей.
    Как будет меняться законодательство в отношении земель «без границ», станет известно со временем. Сейчас видна тенденция к обязательному установлению четко обозначенных координат характерных точек участка. Сегодня сделки с землей без обязательного межевания проводить сложнее.

  3. Ceregamand Ответить

    Добрый день.
    Может кто прояснить мою ситуацию.
    Есть земельный участок с домом в СНТ в лен. обл., земли сельскохозяйственного назначения.
    Есть свидетельство на участок и дом, в кадастровой плане указано, что границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
    Также есть согласованное (письменно) с председателем правления место установки забора с землями общего пользования и соответствует плану приватизации участков от 1993 года в СНТ.
    В СНТ отсутствует проект межевания территории, отсутствует проект застройки и планировки территории (территория не отмежована).
    В СНТ есть только разбивочный план от 1967 года и план приватизации участков от 1993 года, эти два плана отличаются друг от друга. План приватизации соответсвует кадастровому плану моего земельного участка.
    Мой зем. участок граничит с одной стороны с землями общего пользования (проезд) с других сторон соседи.
    Сосед с которым у меня спорная граница имеет межевания участка от 2000 года согласно которому его граница смещена на мой участок и проходит по фундаментам моих построек, в его кадастровой выписке на его зем. участок тоже есть приписка границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Подпись в его акте согласования границ от 2000 года есть подпись предыдущего хозяина моего участка.
    Руководствуясь этими документами сосед самовольно возвёл дровник (временное сооружение) и деревянную двух этажную баню (как я понимаю самовольные постройки.)
    После проведённой съёмки участка выяснелось что его дровник и баня на 60 см находится на моей территории зем. участка. И теперь между нашими постройками расположенными на наших участках остался только проход шириной от 40 до 60 см.
    Как определить границы зем. участка на местности для проведения межевания и на какими документами лучше руководствоваться. Или только суд и землеустроительная экспертиза. Ранее вопросов у становлении границ не возникало поэтому границы участков между соседями в данный момент не обозначены.
    Спасибо большое.

  4. Volabar Ответить


    Почему на публичной кадастровой карте Росреестра не отображаются границы земельного участка?
    На ПКК отображается информация об объектах недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
    Таким образом, отсутствие на ПКК графического отображения может свидетельствовать как об отсутствии в ЕГРН сведений об описании местоположения границ Вашего земельного участка, так и о том, что координаты земельного участка определены в системе координат, отличной от используемой в настоящее время для ведения ЕГРН.
    В обоих случаях для отображения графической информации на ПКК потребуется уточнение границ земельного участка. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит межевой план, после чего представить в орган регистрации прав указанный документ вместе с соответствующим заявлением.
    Исключение составляет случай, когда отсутствие в ЕГРН сведений об описании местоположения границ земельного участка связано с наличием технической ошибки в записях ЕГРН либо с наличием ошибки на ПКК (например, если в отношении Вашего земельного участка уже проводились кадастровые работы по установлению границ на местности, и такие сведения ранее были внесены в ЕГРН, но по какой-то причине на ПКК информация отсутствует).
    В рассматриваемой ситуации рекомендуем представить письменное обращение в филиал ФГБУ “ФКП Росреестра” региона для проверки соответствия сведений ЕГРН и ПКК.

  5. Anayalv Ответить

    В одном из прошлых номеров «ЭЖ» писала о том, какие проблемы могут возникнуть у собственника земельного участка с неустановленными границами (читайте в материале «Границы земельного участка не установлены. Какие риски это может повлечь и как их избежать?», «ЭЖ», 2017, № 06). В этом номере мы продолжим рассматривать проблему и расскажем о причинах появления таких объектов, а также о перспективах разрешения сложившейся ситуации.
    Земельный участок может не иметь установленных границ по разным причинам. В некоторых случаях речь идет об участках, вовсе не учтенных в государственном кадастре недвижимости, а иногда — об учтенных ранее.

    Если участок не прошел кадастровый учет

    Законодательство выделяет несколько категорий земельных участков, и в настоящей статье будут рассмотрены две из них: неучтенные и ранее учтенные. К неучтенным земельным участкам относятся те, которые не состоят на государственном кадастровом учете в установленном законом порядке. Такие земельные участки не имеют кадастрового (условного) номера, не поставлены на учет в государственном кадастре недвижимости, соответственно, ЕГРН не содержит каких-либо сведений о них.
    Ситуация, когда земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, могла сложиться в результате изменений в законодательстве, в том числе в связи с принятием Земельного кодекса РФ, федеральных законов от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — старый Закон о кадастре) и от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — старый Закон о госрегистрации). Причины для этого могли быть как необъективные — информация о государственном учете земельного участка по каким-либо причинам утрачена, так и объективные — земельный участок никогда не был объектом земельных отношений ни до, ни после принятия старого Закона о кадастре.
    В силу прямого указания п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
    Государственный кадастровый учет земельных участков в силу положений ст. 70 ЗК РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее — Закон о госрегистрации недвижимости (до 1 января 2017 г. — старым Законом о кадастре).
    В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона о госрегистрации недвижимости государственный кадастровый учет земельного участка — это внесение в ЕГРН сведений о нем, которые подтверждают существование участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
    Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным для того, чтобы участок стал самостоятельным объектом земельных отношений. Без проведения кадастрового учета оборот земельного участка не предусмотрен, законное подтверждение прав и закрепление сведений о нем затруднительны. Также представляется сомнительной и законная защита прав на такой земельный участок.
    Соответственно, в данном случае не будет иметь правового значения установлены ли границы для такого земельного участка или нет, поскольку без постановки на государственный кадастровый учет оборот земельного участка невозможен.
    В качестве примера можно привести Определение Московского городского суда от 15.03.2016 № 4г-2095/2016. В этом деле суд установил, что земельный участок, право на который хотели оформить истцы, был предоставлен одному из них совхозом во временное пользование. Истец не обращался в исполком с заявлением о предоставлении участка в собственность, когда такое право можно было реализовать, следовательно, по состоянию на 1998 г. он утратил право пользования участком вследствие истечения срока временного пользования и отсутствия документов, подтверждающих его продление.
    При этом суд отметил, что земельный участок предоставлен истцу приказом совхоза под огород, никаких других правоустанавливающих документов на участок истцом не представлялось. В записи в похозяйственной книге указано на обладание истцом земельным участком в течение десяти лет после его предоставления в 1988 г. В райкомземе право на участок не регистрировалось, свидетельство о праве собственности на указанный участок не выдавалось, земельный участок не учтен в ГКН. Таким образом, по мнению суда, основания для удовлетворения иска об установлении границ земельного участка и признании права собственности на него отсутствуют.
    Аналогичный вывод делается в Апелляционном определении Московского городского суда от 16.11.2015 по делу № 33-41571/2015, в котором суд указал, что, если земельные участки не сформированы с установлением границ и не поставлены на кадастровый учет в соответствии со старым Законом о кадастре, значит, они не обладают всеми характеристиками индивидуализированной вещи и не могут быть предметом гражданско-правовых отношений.
    При этом интересной представляется позиция, выраженная в Определении ВС РФ от 06.12.2005 № 4-В05-42. В частности, Верховный суд РФ признал необоснованным вывод суда нижестоящей инстанции о том, что земельный участок не относится к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости и предметом какой-либо сделки, если границы его не описаны и не удостоверены в установленном порядке, признав его противоречащим ст. 130 ГК РФ и ст. 1 старого Закона о госрегистрации.
    К сведению
    Согласно п. 4 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу старого Закона о кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии со старым Законом о госрегистрации, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

    Сведения об участке есть в ГКН, но его границы не установлены

    К другой категории земельных участков с неустановленными границами — ранее учтенных — можно отнести земельные участки, которые подлежали кадастровому учету, однако границы таких земельных участков на местности не устанавливались или устанавливались таким образом, который не позволяет определить их местоположение с достаточной точностью.
    В частности, это могут быть случаи (см. письмо Минэкономразвития России от 19.05.2014 № ОГ-Д23-3716):
    отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;
    когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
    когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).
    Например, на практике местоположением земельного участка с неустановленными границами может являться определенный кадастровый квартал или же населенный пункт, состоящий из нескольких кадастровых кварталов.
    При этом отсутствие сведений о границах такого участка не позволяет осуществлять в отношении него определенные виды кадастровой деятельности. Такие земельные участки обладают ограниченными свойствами и не могут быть использованы наравне с теми земельными участками, в отношении которых границы определены.
    Вместе с тем следует учитывать позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 № 4890/14 по делу № А67-1041/2013, согласно которой является неверным вывод кадастровой палаты и нижестоящих судов о том, что разделу ранее учтенного земельного участка, поставленного на кадастровый учет без установления границ, препятствуют в совокупности требования п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ, ч. 3 ст. 25 старого Закона о кадастре.
    Об отсутствии сведений о границах земельного участка делается соответствующая отметка. В частности, согласно п. 39 Приложения № 7 приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из ЕГРН, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения ЕГРН » при оформлении выписки об основных характеристиках в целях подтверждения внесения в ЕГРН сведений о земельном участке как о ранее учтенном в случае отсутствия сведений о координатах характерных точек границы такого земельного участка, а также в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ таких земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, указываются слова «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

    Какой путь решения проблемы выбрал законодатель?

    В настоящее время большое количество земельных участков на территории РФ, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а раньше содержались в ГКН, не имеют точного описания границ. Зачастую это границы, которые описаны словесно, схематически, без координат или с координатами в несуществующей системе координат или с низкой точностью. Как правило, причиной возникновения такой ситуации является то обстоятельство, что ранее законодательство не предусматривало обязательного и единообразного оформления описания границ земельных участков.
    Отсутствие необходимой и достоверной информации существенно затрудняет гражданский оборот недвижимости. Поскольку возможность в полной мере распоряжаться участками без точных границ затруднена и не всегда возможна, правообладатели обеспечивают уточнение границ за свой счет по мере необходимости (например, при отчуждении, залоге и т.п.).
    Попытка радикальным образом разрешить сложившуюся ситуацию была предпринята еще в 2013 г., когда Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (размещен на портале regulation.gov.ru под ID 00/04-3832/06-13/12-16-4). В этом проекте предлагалось провести массовые кадастровые работы для уточнения сведений о границах различных объектов недвижимости (подробнее читайте в материале «Правительство готовит массовое проведение кадастровых работ», «ЭЖ», 2013, № 33).
    В законопроекте закреплялось понятие «комплексные кадастровые работы». Результатом проведения таких работ должна была стать карта-план территории, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории проведения комплексных кадастровых работ (элемента планировочной структуры населенного пункта).
    Более того, по проекту предполагалось, что с 1 января 2018 г. будет запрещено любое распоряжение (согласование распоряжения) земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством РФ.
    Проект в Госдуму Правительство РФ так и не внесло. Такое решение могло быть обусловлено многими причинами: небольшим переходным сроком для оформления земельных участков, низким информированием собственников земельных участков о предстоящих изменениях, отсутствием необходимых условий и ресурсов для реализации мероприятий по массовому государственному кадастровому учету.
    Какое решение проблемы с участками, не имеющими установленных границ, предложил новый Закон о госрегистрации недвижимости?
    Как разъяснило Минэкономразвития России в письме от 22.12.2016 № 39682-ВА/Д23и, государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет по правилам нового Закона о госрегистрации недвижимости должны осуществляться одновременно, за исключением случая, когда государственный кадастровый учет может быть осуществлен на основании документов (содержащихся в них сведений), представленных для государственной регистрации прав, и отсутствуют иные основания, препятствующие государственной регистрации прав. Поэтому, если в Росреестр будет представлено заявление о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, регистрирующий орган приостановит государственную регистрацию прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 нового Закона о госрегистрации недвижимости, пока заявитель не предоставит все необходимые, в том числе и для кадастрового учета, документы.
    Иными словами, на практике это означает, что при совершении сделок с участками, не имеющими установленных границ, его собственник все равно будет вынужден провести межевание и установить границы — в противном случае за покупателем право собственности на землю не зарегистрируют.
    Отметим, что в старом Законе о госрегистрации также была норма, направленная на ограничение оборота участков с неустановленными границами.
    Цитируем документ
    В государственной регистрации прав может быть отказано, если в ГКН в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в ГКН сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в п. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона.
    Абзац 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации
    При этом в соответствии с п. 1 ст. 19 старого Закона о госрегистрации к случаям — исключениям из общего правила относились следующие:
    право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном старым Законом о госрегистрации порядке;
    земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
    подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю;
    права возникли в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
    земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, образован путем перераспределения такого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности гражданина;
    иные установленные законом случаи.
    Как видим, перечень исключений достаточно широк, поэтому на практике сделки в отношении участков с неустановленными границами были весьма распространены.
    Как будет формироваться практика по применению новых норм, будет видно со временем. В любом случае обладателям земельных участков с неустановленными границами следует иметь в виду, что отсутствие сведений о границах земельного участка с большой вероятностью повлечет отказ в государственной регистрации прав на такой участок при попытке его отчуждения, в целом затруднит распоряжение земельным участком или создаст ситуацию, за разрешением которой придется обращаться в суд. С учетом наметившейся тенденции собственникам земельных участков с неустановленными границами целесообразно как можно оперативнее задуматься об их установлении.
    К сведению
    Отсутствие в ЕГРН (ранее — в ГКН) сведений о границах земельных участков не препятствует собственникам таких участков предъявлять негаторные иски в защиту своих прав. Эта правовая позиция сформулирована в Определении ВС РФ от 20.10.2015 № 14-КГ15-7, в котором Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что исходя из ч. 9 ст. 38, ч. 1 ст. 45 старого Закона о кадастре земельные участки, кадастровый учет которых был проведен до вступления в силу указанного закона, и земельные участки, в отношении которых кадастровый учет не проводился, но право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы — определенными в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент образования этих участков. И тот факт, что границы земельных участков не установлены в соответствии с действующим законодательством, не препятствует, по мнению ВС РФ, собственникам защитить свои права, предъявив иск об устранении препятствий в пользовании земельными участками.
    Судебное решение
    Постановление АС Московского округа от 20.07.2016 № Ф05-9957/2016 по делу № А40-189908/15
    В этом деле суд отклонил доводы Росреестра, отказавшего заявителю в регистрации права собственности на земельный участок, об отсутствии сведений о координатах характерных точек границ этого участка. Суд обратил внимание, что отметка в кадастровой выписке от 2015 г. о неустановлении границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства (при наличии описания местоположения границ земельного участка) свидетельствовала лишь о том, что сведения о границах учтены в новой системе координат, притом что в кадастровом плане от 2005 г. сведения о координатах характерных точек границ этого земельного участка содержались. Таким образом, суд признал правомерным описание границ, которое существовало до введения старого Закона о кадастре. Довод Росреестра о возможности в данном случае отказать в госрегистрации в силу абз. 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации суд отклонил.
    Постановление АС Московского округа от 20.02.2016 № Ф05-663/2016 по делу № А40-77214/2015
    В этом споре Росреестр отказался регистрировать право собственности заявителя на приобретенный им земельный участок, указав на отсутствие сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Получив в порядке межведомственного взаимодействия кадастровый паспорт земельного участка, Росреестр узнал, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Заявитель в свою очередь представил кадастровую выписку в качестве доказательства согласования границ земельного участка. Разрешая спор, суд указал, что кадастровая выписка является таким же источником о сведениях ГКН, как и кадастровый паспорт. Вместе с тем регистратор кадастровую выписку при наличии сомнений в предоставленных сведениях не запрашивал, а сведения, содержащиеся в кадастровой выписке, оставил без внимания. Решение Росреестра признали незаконным.

  6. Meshicage Ответить

    Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ).
    Согласно ч.3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в случае, если в соответствии с Законом о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
    Согласно ст.39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию,  в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
    Предметом согласования местоположения границ земельного участка с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременного являющейся границей другого земельного участка.
    Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (если договор аренды заключен сроком более чем пять лет).
    По общему правилу исходя из положений частей 2, 3 статьи 40 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным:
    -при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;
    -если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.
    Отдельные акты согласования местоположения границ в отношении земельных участков, смежных с земельным участком – объектом кадастровых работ, оформляются только в случае, если в результате выполнения кадастровых работ в том числе уточняется местоположение частей границ таких смежных земельных участков, не являющихся одновременно частями границ земельного участка – объекта кадастровых работ.
    Вместе с тем в соответствии с положением части 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).
    Уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
    – при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
    – в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка);
    – в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
    – при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости).

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *